Ремонт стартеров и генераторов

Стартеры и генераторы автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в процессе эксплуатации подвергаются постоянным повышенным нагрузкам. В связи с этим эти устройства требуют проведения регламентного обслуживания и ремонтных работ, особенно, в автомобилях со средним пробегом.

Общие схемы устройства стартеров и генераторов

Устройство стартера

Стартер предназначен для запуска двигателя автомобиля. Прототип современного стартера был предложен еще в начале 20-го века. С тех пор конструкция и схема стартера изменилась ненамного. Принципиальная электрическая схема стартера показана на рисунке.

Основными элементами принципиальной электрической схемы являются электродвигатель М и втягивающее реле Кл. При подаче на втягивающее реле Кл управляющего напряжения, его обмотка приводит в движение толкатель, который одновременно посредством вилки перемещает шестерню в зацепление с маховиком, и замыкает контакты, подающие напряжение на электродвигатель стартера.

1 1

За время производства автомобилей конструкция стартера была усовершенствована настолько, что в большинстве автомобилей установлены стартеры практически одной кинематической схемы, за исключением небольших конструктивных особенностей, связанных с особенностями  двигателей. Типовой вид конструкции стартера показан на рисунке

2

Стартер представляет сложный электрический механизм. Отказ или критический износ одного из узлов приводит к неработоспособности стартера, соответственно, затруднению или полной невозможности запуска двигателя автомобиля.

Устройство генератора

Генератор автомобиля отвечает за зарядку автомобильного аккумулятора, поддержание стабильного напряжения бортовой электросети автомобиля. Неисправность генератора может привести к:

В случае отказа генератора необходимо следовать к месту стоянки либо ремонта.

Генератор автомобиля также является консервативным узлом: прототип современной конструкции был разработан в середине прошлого века. С тех пор его электрическая схема практически не изменилась, разве что, реле-регулятор напряжения стал электронным. Типовая электрическая схема представлена на рисунке

3

В новых автомобилях индикаторную лампочку зарядки заменяет электронная схема контроля заряда аккумуляторной батареи. Стабильность напряжения бортовой сети и уровня заряда АКБ обеспечивает блок управления (в обиходе таблетка, шоколадка, реле-регулятор), который управляет током обмотки возбуждения. Чем больше ток обмотки возбуждения, тем большая ЭДС (напряжение) на обмотках статора. Это переменное напряжение выпрямляется диодным мостом. Если оно превысит определенный уровень (около 15 Вольт), блок управления уменьшает ток в возбуждающей обмотке, и напряжение падает. Так осуществляется обратная связь в генераторе.

Обобщенная конструкция генератора показана на рисунке

На большинстве современных генераторов щетки и реле-регулятор напряжения конструктивно объединены. Это упрощает проведение ремонтных работ, но одновременно удорожает стоимость комплектующих. Опытные специалисты могут поменять отдельно щетки без одновременной замены всей конструкции реле-регулятора. Также можно отдельно заменить неисправный диод в диодном мосту, так как новая «подкова» дорогая.

4 1
Основные причины износа стартеров и генераторов
Причины преждевременного отказа стартеров

Стартер находится в сложных условиях эксплуатации. В большинстве автомобилей он расположен в нижней трети моторного отсека. Основные причины преждевременного износа стартеров:

Причины отказа генераторов

Генератор автомобиля находится в постоянной работе при заведенном двигателе. Он имеет проветриваемую конструкцию, что способствует попаданию посторонних жидкостей, веществ и предметов внутрь генератора. Преждевременному износу генераторов способствуют:

При эксплуатации автомобиля следует периодически (лучше перед началом очередного сезона) проверять степень натяжения ремня стартера, напряжение бортовой сети автомобиля при заведенном двигателе, степень загрязнения конструкции генератора.

Признаки неисправности стартеров и генераторов, возможные причины
Признаки отказа стартеров, возможные причины
Признак неисправностиВозможные причины Последовательность проверки
При повороте ключа зажигания в положение «Старт» стартер не вращается, нет характерного щелчка втягивающего реле Низкое напряжение бортовой сети, неисправность проводки, реле, предохранителей, коррозия клемм аккумуляторной батареи Проверить напряжение бортовой сети (должно быть не менее 12 Вольт), предохранители, проводку, клеммы, контакты стартера
При повороте ключа зажигания в положение «Старт» стартер не вращается, нет характерного щелчка втягивающего реле, напряжения на контакты стартера поступают Неисправность втягивающего, коррозия пятаков (контактов) стартера, износ щеток, обрыв обмотки ротора Разбор стартера, проверки исправности узлов
Стартер при запуске двигателя «щелкает», но не крутит Низкий заряд АКБ, износ щеток, втягивающего, пятаков Зарядить АКБ, разбор стартера, проверка узлов
Стартер при запуске двигателя щелкает, пытается вращать двигатель, слышны хрустящие звуки Неисправность вилки, бендикса (обгонной муфты), шестерни, износ втулок Разбор стартера, проверка и замена неисправных узлов
Стартер запускает двигатель, далее слышен металлический звук из области стартера Неисправность бендикса, повреждение шестерни, вилки, пружины Демонтаж и разбор стартера, замена неисправных узлов
Сильный нагрев контактов стартера при запуске двигателя Коррозия контактов, плохой зажим гайки Проверка контактов
Признаки отказа генераторов, возможные причины
Признак неисправности Возможные причины Последовательность проверки
Аккумуляторная батарея не заряжается, горит индикаторная лампа на приборной панели Неисправность электрооборудования автомобиля, отказ реле-регулятора генератора, износ щеток, обрыв ремня генератора Проверка цепей, клемм, ремня. Замена регулятора напряжения
(иногда возможен без демонтажа генератора)
Аккумулятор заряжается, посторонний свист в области генератора Загрязнение ремня генератора, плохая степень натяжения Проверка степени износа и натяжение ремня генератора
Аккумулятор заряжается, посторонние шумы в районе генератора Износ втулок, подшипников генератора Разбор генератора, замена втулок, подшипников
Плохой заряд АКБ, генератор сильно нагревается Пробой диода (диодов) выпрямительного моста Часто случается при переполюсовке клемм АКБ. Прозвонка генератора, замена диодов или выпрямительного моста
Общие рекомендации

Своевременный ремонт и качественные регламентные работы стартера и генератора ограничат вас от неприятных неожиданностей в дороге.

При появлении первых признаков неисправностей стартера и генератора следует сразу обращаться на СТО, не ждать, пока запчасть придется менять целиком, либо стоимость ремонта существенно возрастет.

Перед началом сезона следует производить внешний осмотр генератора, при возможности делать измерение параметров напряжения бортовой сети и степени натяжения ремня.

Стоимость ремонта
РаботыСтоимость
Снятие и установка от 1500 руб.
Диагностика на стенде (разбор и сборка) 2000 руб.
Зап.части Рассчитывается отдельно
Заказать звонок
+
Жду звонка!